середа, 16 вересня 2009 р.
Взгляд на пользу от цифры со всех сторон
Возвращаясь к вопросу о пользе цифры, в смысле о переходе нашей страны c аналогового на цифровое эфирное вещание, стоит определится с главным: для чего все это делается? Понятно, что Украина взяла на себя международные обязательства к июлю 2015 г. выключить аналоговый сигнал и смело назвать себя страной с цифровым вещанием. Но отнюдь не этим международным «хомутом» объясняются множество непонятных пока рынку «телодвижений» страны в этом направлении. Прежде всего, имеется в виду акцент регулятора, почему-то, не на построении первых мультиплексов, которые бы обеспечили плавный и безболезненный переход к новому формату уже существующих телекомпаний, а на интригах вокруг лицензиатов на провайдерство и вещание в четвертом мультиплексе. Причем лицензии-то были выданы, в большинстве своем, компаниям, существующим пока только на бумаге. Также интересны поступательно-маятниковые движения между Нацсоветом и Минтранссвязи за право «рулить» процессом, ставшее чуть ли не традиционным переподчинение Концерна РРТ из-под крыла одного ведомства к другому, желание навязать местным вещателям такие условия, при которых, в лучшем случае, выживет один из десяти. «Телодвижения» в глобальном смысле объясняются тем, что, во-первых, цифра – это выгодно, во-вторых, - это просто необходимо, если страна не хочет остаться нецивилизованным «белым пятном» на Европейском пространстве. Итак, что же такое для Украины цифра: следование диктату технологий или возможность вывести отечественный телерадиорынок на качественно новый уровень и получать от цифры неплохие дивиденды?
Пытаться дать однозначный ответ на этот вопрос равносильно попытке страуса спрятаться с головой от окружающего мира или стремлению комсомольца рассматривать все только с точки зрения марксистско-ленинской философии. Организованный переход страны на цифровое вещание – это симбиоз новых технологических тенденций, желание выжать с имеющегося ресурса максимальное количество выгод, а также, стоит отдать должное, попытка максимально обеспечить население доступом к возможно более широкому кругу каналов, а, соответственно, и к информации. Рассмотрим по порядку, какие выгоды получит государство, отрасль и население после того, как аналоговое вещание станет в нашей стране вчерашним днем.
Прежде всего, это повышение качества изображения и звука. Цифровая технология передачи сигнала предполагает превращение последнего в последовательность цифровых кодов, при передаче которых на приемники (сет-топ боксы) природные явления или ландшафтные особенности никак не влияют на качество передаче. В итоге получается идеальная картинка и звук.
Кроме того, благодаря цифровой обработке сигналы сжимаются в размерах настолько, что на частоте, на которой до этого вещал один канал, становится возможным передача до 5 (при стандарте сжатия MPEG-2) или до 10 и даже более (в случае MPEG-4) телевизионных программ и нескольких радиоканалов. Таким образом, происходит колоссальная экономия частотного ресурса.
Эта же экономия в условиях ограниченности и практически абсолютной заполненности на сегодняшний день частотного ресурса приводит к появлению в эфире определенного количества новых телеканалов, либо же тех, которые ранее были доступны лишь на спутниковых платформах и кабельных сетях. Ужесточение конкуренции на рынке будет означать повышение качества производимых или закупаемых телеканалами программ, а также развитию нишевого телевидения. В условиях равного покрытия, когда рейтинг телеканала будет зависеть не от количества присвоенных ему частот, а от его контента, выиграет, прежде всего, зритель.
Немалым преимуществом цифрового вещания является возможность предоставления зрителям новых сервисов и услуг. Среди них, к примеру, та же возможность многоязычного звукового сопровождения, которая означает, что телеканал может одновременно вещать сразу на нескольких языках, предоставляя зрителю возможность самому выбирать, на каком языке он хочет слышать ту или иную программу. Конечно, этот процесс является достаточно затратным, но в борьбе за зрителя при значительно расширившемся рынке многие телеканалы вполне могут пойти и на такие шаги (если процедура будет согласована с регуляторными органами). Новые технологии также позволят зрителю смотреть именно те передачи, которые он хочет и именно тогда, когда ему удобно. При желании, а также согласии выделять на это определенную сумму можно будет даже вообще не сталкиваться с телевизионной рекламой, используя возможности сервисов Pay-Per-View (плата за просмотр) и Video-On-Demand (видео по запросу).
Перечислять все возможности, которые открывает цифровое вещание, можно достаточно долго. Главное, что становится понятным, что от этого перехода выиграют все: отрасль вырастет и разнообразится, а зритель получит гораздо более количество программ и сервисов, чем сейчас.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар